Является ли директор школы должностным лицом

Является ли директор школы должностным лицом


Бесплатная юридическая консультация:

Привет всем! есть такой вопрос:

Является ли директор государственного образовательного учреждения должностным лицом в смысле главы 25 УПК?

(Глава 25. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ).

Оглавление:

Является ли директор государственного образовательного учреждения должностным лицом в смысле главы 25 УПК?

Непонятно, при чем здесь УПК, если цитируется название главы гражданского процессуального кодекса ? А по сути вот таким образом: Если директор школы принял решение в силу предоставленных ему полномочий ( по Уставу или Положению об образовательном учреждении, либо по приказу органа по науке и образованию ), то его действия в полной степени могут быть обжалованы в судебном порядке. Если же принятое решение выходит за рамки его компетенции, то суд просто откажет в удовлетворении жалобы как поданной к ненадлежащему лицу ( органу ) не наделенному полномочиями решить конкретный вопрос.


Бесплатная юридическая консультация:

Правильно, он должностное лицо, но в рамках своих полномочий, определенных соответствующим НПА, превышать определенные ему рамки он не может, но в рамках может иметь специфичные полномочия.

Добавлено через 1 минуту Кстати, при оспаривании действий должностных лиц в судебных органах, бремя доказательства вины противоположной стороны перекладывается на должностное лицо.

Таковым он не является

См. следующий пост с доводами.

Вопрос о том, кем является «директор государственного образовательного учреждения (ГОУ)» в контексте главы 25 ГПК РФ можно было бы и не задавать в данной теме,так как ответ на него вполне очевиден. В этой главе ГПК ставится вопрос об обжаловании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления или соответствующего должностного лица, а также государственных или муниципальных служащих. Безусловно директор ГОУ является должностным лицом этого самого ГОУ, но при этом само по себе ГОУ не является ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления. И вопрос отпадает сам собой.


Бесплатная юридическая консультация:

Вот и следовало бы ответить, что указанный директор должностным лицом все же является, но никак не таким должностным лицом, которое подразумевается в главе 25 ГПК. И действия его как должностного лица могут оспариваться, но только как неправомерные действия директора (должностного лица) ГОУ, а не как действия должностного лица органа государственного или муниципального управления.

Источник: http://nowa.cc/archive/index.php/t.html

Является ли директор МБОУ должностным лицом и какие НПА это регулируют?

Здравствуйте, является ли директор МБОУ должностным лицо?

Согласно УК РФ по ст. 293 (Халатность) может быть привлечено только должностное лицо. Где можно посмотреть информацию (в каком юридическом документе), что директор школы — это должностное лицо, какими нормативными актами это регулируется?

Ответы юристов (3)

Необходимо руководствоваться примечанием к статье 285 УК РФ


Бесплатная юридическая консультация:

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Есть вопрос к юристу?

Это указано в самом Кодексе. Ими признаются (ст. 285 УК):

лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах. государственных и муниципальных учреждениях. «

Директор является должностным лицом.

Если у Вас будут дополнительные вопросы, Вы можете заказать персональную консультацию в чате выбранного юриста.

Добрый день! Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.6.1996 № 63 ФЗ (от 23.04.2018, с изменениями от 23.04.2018 года четко отвечает на Ваш поставленный вопрос, что должностным лицом признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно=хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации и т.д.


Бесплатная юридическая консультация:

Ищете ответ? Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Источник: http://pravoved.ru/question//

Является ли директор школы должностным лицом

Издаётся с 1924 года. В интернете с 1995 года.

По рубрикам:

Зарплата учителя

«Почему труд учителей так обесценился?»

«А теперь представьте себе масштаб недоплат…»

«Увеличили оклады и свели к минимуму все остальные доплаты…»

Опрос

Психологи называют детей, родившихся в эпоху гаджетов, поколением Z и считают, что они заслуживают особенного отношения. Вы согласны или нет?

Я тоже считаю, что это особенные дети и с ними нельзя работать по старинке


Бесплатная юридическая консультация:

Нет никакой разницы. Ни X-ов, ни Y-ов, ни Z-ов. Есть разные семьи с разными возможностями и дети с разным уровнем интеллекта

Технический прогресс никак не повлиял на человеческую природу. Со времен Архимеда она, к сожалению, не изменилась

Всего проголосовало: 423

Текущий номер

Спорить разрешается. И поощряется

номер 50, от 11 декабря 2018


Бесплатная юридическая консультация:

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

В конце ноября Министерство образования Омской области фактически отменило семейное образование, набирающее силу в регионе. Теперь родители ежедневно выходят на одиночные пикеты к дому губернатора Александра Буркова. Чего добиваются чиновники, заставляя «семейников» вернуться в школы? Экономии? Нет, скорее, они просто надеются остановить поток «беженцев» из школ, который растет год от года. Все подробности противостояния – в материале Натальи Яковлевой.

«Мы находимся в ситуации очень жестких бюджетных ограничений. Если в годах все средства в основном шли на повышение оплаты труда педагогов, то сегодня основное направление этих средств – на латание дыр. » – из интервью Ирины Абанкиной, директора Института развития образования НИУ ВШЭ.

Карельские учителя, дети и их родители узнали, что отныне в школах будет работать новая электронная система «БАРС», которая заменит привычный электронный дневник. Мамам и папам уже выдали бумажки с логином и паролем, классные руководители уже начали заполнять новую систему личными данными детей. Но все ли на самом деле так гладко? О цифровизации на карельский лад – в материале Марии Голубевой.

Наши приложения

Ответственность должностных лиц образовательных организаций

за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции; за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом; за качество образования своих выпускников; за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; за нарушение или незаконное ограничение права на образование, прав и свобод обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся, предусмотренных законодательством об образовании. Исполнительный орган образовательной организации — руководитель, который в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью ОО (статья 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Обращаю внимание на то, что руководитель образовательной организации вправе распределять обязанности между своими заместителями и в соответствии с уставом имеет возможность передать заместителям часть своих обязанностей для исполнения. Основанием, подтверждающим передачу обязанностей руководителя, выступают приказы о распределении обязанностей, которые оформляют в виде перечня обязанностей, устанавливаемого для каждого заместителя руководителя, и (или) включение в трудовые договоры определенных полномочий. За нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к административной ответственности привлекается должностное лицо, совершившее административное правонарушение (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — КоАП РФ). Действующее законодательство предусматривает, что к должностным лицам относятся: руководитель организации; заместители руководителя организации; иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов). То, кто именно из должностных лиц образовательной организации будет отвечать за конкретное правонарушение, должно учитываться во внутреннем распределении служебных обязанностей. Пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Учитывая это, в случае выявления контролирующими органами правонарушений заместитель руководителя либо иное должностное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, могут быть привлечены к административной ответственности. К должностным лицам образовательных организаций административная ответственность может быть применена, например, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (статья 6.7 КоАП РФ), за нарушение правил пожарной безопасности (статья 20.4 КоАП РФ). Сумма штрафа, налагаемого на должностное лицо, может составлять до 15 тысяч рублей, на юридическое лицо — до 200 тысяч рублей. Кроме того, в случае выявления повторных нарушений либо неисполнения выданного соответствующими полномочными лицами предписания КоАП РФ предусмотрена возможность приостановления деятельности юридического лица на срок до 90 суток.

Мария БАРАНОВА, директор Московского центра образовательного права

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС

Бесплатная юридическая консультация:

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN

Источник: http://www.ug.ru/archive/59326


Бесплатная юридическая консультация:

Является ли директор школы должностным лицом

1.Является ли адвокат должностным лицом?2. Является ли директор школы должностным лицом?

Если Вы не попадайте с подобным медицинским документом — в суд по факту угроз, вымогательства ст.131, 139 УК, то давал ответ это ответ принимает закон.С Уважением,Консультации.. антирейдер москва

Здравствуйте! вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскани морального вреда и опровержением сведений порочащих его честь, достоиснтво и деловую репутацию. Ознакомьтесь с нижеприведенной статьей:Статья 152 ГК РФ Защита чести, достоинства и деловой репутации1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.4. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.6. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.7. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.С уважением Скрыпник Д.Ю,

Источник: http://yuristi.org/yavlyaetsya-li-direktor-shkoli-dolzhnostnim-licom

Является ли директор школы муниципальным служащим?

Директор школы не является ни муниципальным, ни государственным гражданским служащим. Разберемся почему, а также выясним распространяются ли на него запреты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон) муниципальным служащим является гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы.

К должностям муниципальной службы в силу статьи 6 названного Закона относятся должности, занимаемые либо в органах местного самоуправления, либо в аппарате муниципальной избирательной комиссии. Муниципальная школа не является органом местного самоуправления. Школа является муниципальным учреждением, то есть некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием. Другими словами, местная администрация является учредителем (создателем) школы.

Согласно пункту 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет общее руководство деятельностью образовательной организации, несет личную ответственность.

То есть, должность директора школы создается для руководства учреждением, реализации гражданских прав и обязанностей от имени и в интересах школы. Несмотря на то, что фактическим работодателем директора является муниципалитет и заработная плата ему поступает из средств местного бюджета, тем не менее, директор не занимает должности в муниципальном органе и не обеспечивает исполнение полномочий такого органа. Следовательно, директора школы нельзя относить к муниципальным служащим.

В каждом субъекте Российской Федерации утверждается реестр должностей муниципальной службы, то есть перечень наименований таких должностей, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональным признакам должностей (например, в г. Москве такой реестр содержится в приложении № 5 к Закону г. Москвы от 22 октября 2008 г. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»). Например, глава администрации муниципального округа, начальник отдела, заведующий сектором, советник, консультант, главный специалист, ведущий специалист, специалисты I, II категории.


Бесплатная юридическая консультация:

Ни в одном из таких реестров не значится должность руководителя муниципального учреждения, кем и является директор школы. Исходя из смысла статей 6-7 Закона если должность в реестре не значится, то она не относится к муниципальным должностям.

Директор осуществляет свою деятельность на основании обычного трудового договора. Порядок назначения на должность директора школы, срок полномочий и компетенция устанавливаются уставом, который утверждается местным органов власти.

Запреты и ограничения, связанные с замещением должностей муниципальной службы, на директора школы не распространяются.

Вместе с тем, поскольку директор школы является руководителем муниципального учреждения, рядом законов на него налагаются аналогичные обязанности. В частности, частью 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязывает лиц, замещающих должности руководителей муниципальных учреждений предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Статья 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» запрещает занимать одновременно должности ректора и директора образовательной организации.

Таким образом, директор школы не является муниципальным служащим. Установленные статьей 14 Закона запреты заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, участвовать в управлении коммерческой организацией на директора школы не распространяются.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://yurist.club/biznes-pravo/yavlyaetsya-li-direktor-shkoly-municipalnym-sluzhashhim.html

Директор школы юридическое лицо?

штраф могут наложить как на должностное лицо юрлица, так и на юрлицо. в одном случае плательщиком штрафа будет физик, в другом — юрлицо.

зы, из ваших сообщений вообще нормально ничего не понять.

работодатель — это юр лицо, школа. А директор — это должностное лицо.

Я когда на первом курсе училась, на лекции препод спрашивает: ну, первокурсники, кто из вас знает, что такое физическое лицо и что такое юридическое лицо. Тянется рука, студент отвечает: физическое лицо это лицо (показывает на свое лицо), а юридическое лицо — это юрист. Занавес. Ржала вся аудитория.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.u-mama.ru/forum/women/job/718792/

Может ли руководитель образовательной организации (директор школы) сам себя назначить на должность учителя и заключить с собой договор, если функцию работодателя по отношению к руководителю выполняет уполномоченный муниципальный орган (Управление образования)? Вправе ли директор решать самостоятельно о предоставлении себе педагогической работы? В случае заключения дополнительного соглашения за работу в порядке совмещения как будет данная работа отражена в тарификационном списке, так как доплата за совмещение состоит из вакантной должности учителя?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:Соглашение о выполнении директором школы дополнительной работы в виде совмещения должностей со стороны работодателя должно подписать уполномоченное должностное лицо управления образования.

Обоснование позиции:Согласно ст. 60.2 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. При этом доплата за выполнение этой работы должна быть установлена соглашением сторон (часть вторая ст. 151 ТК РФ).В силу пп. «ж» п. 2 постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» преподавательская работа руководящих работников образовательных учреждений не является совместительством и не требует заключения трудового договора. Указанная работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.Таким образом, преподавательская работа (проведение занятий), выполняемая директором школы в течение установленной продолжительности рабочего дня одновременно со своей основной работой, должна быть оформлена как совмещение должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ и ст. 151 ТК РФ.Для правильного документального оформления выполнения дополнительной работы необходимо оформить два кадровых документа:- приказ (распоряжение) работодателя о выполнении работником дополнительной работы;- соглашение сторон трудового договора, в котором определяется размер доплаты за выполнение работником дополнительной работы.Обращаем внимание на то, что при совмещении профессий (должностей) не происходит назначения работника на другую должность, на него лишь возлагаются обязанности по выполнению дополнительной работы по этой должности. В этой связи соглашение сторон, о котором идет речь в ст. 151 ТК РФ, не является дополнительным соглашением к трудовому договору. Как следует из ст. 60.2 ТК РФ, дополнительная работа выполняется работником «наряду с работой, определенной трудовым договором», то есть она выходит за рамки работы, предусмотренной трудовым договором. Такая работа не может отражаться в трудовом договоре, иначе это будет уже не дополнительная, а предусмотренная трудовым договором работа. Кроме того, в отличие от трудового договора (включая дополнительные соглашения к нему), действие соглашения о выполнении работником дополнительной работы может быть в любой момент досрочно прекращено в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон: работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении выполнения дополнительной работы стороны предупреждают друг друга в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). При этом такое прекращение выполнения дополнительной работы не означает прекращения, изменения трудового договора — трудовой договор, заключенный с работником, продолжит свое действие и после его отказа от выполнения порученной работы или отмены поручения работодателем.Вместе с тем пунктом 5.4 Приложения 2 к приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приложение 2 к приказу N 1601) установлено, что определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указываются срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты. В отношении руководителя, замещающего должность педагогического работника, исключений не установлено.Как мы поняли из вопроса, речь идет о руководителе муниципального бюджетного учреждения образования, который будет совмещать работу по должности учителя в этом учреждении. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Бюджетное учреждение является юридическим лицом, приобретающим гражданские права и принимающим на себя гражданские обязанности через свои органы. В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами, а в отношении бюджетного учреждения — также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, — нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом (ст.ст. 48, 53 ГК РФ, ст.ст. 3, 9.2 Закона N 7-ФЗ).В соответствии с п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ), от имени которого согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ действуют соответствующие органы местного самоуправления. В силу части 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные учреждения; функции и полномочия учредителя в отношении таких учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления, которые, помимо прочего, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных учреждений. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального образования, которая перед заключением трудового договора с работником, принятым на должность руководителя учреждения, производила его назначение на должность. При этом трудовой договор с руководителем учреждения по смыслу ст.ст. 20 и 275 ТК РФ должен быть заключен также администрацией муниципального образования, которая в данном случае будет действовать не как работодатель, а как представитель работодателя-учреждения.Поскольку норма пункта 5.4 Приложение 2 к приказу N 1601 указывает на необходимость определения учебной нагрузки работника, выполняющего в порядке совмещения должностей работу учителя, в дополнительном соглашении к трудовому договору, мы считаем, что в данном случае согласовать нагрузку руководителя необходимо уполномоченному лицу соответствующего органа местного самоуправления, на которого возложена обязанность по заключению трудового договора с руководителем учреждения, учредителем которого выступает это муниципальное образование. При этом полагаем, что определение учебной нагрузки руководителю путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору не подразумевает внесение изменений в условие о трудовой функции работника и не влияет на саму возможность отмены работодателем поручения дополнительной работы или отказа руководителя от выполнения такой работы в порядке, установленном ст. 60.2 ТК РФ.Действующее федеральное законодательство не устанавливает требований к оформлению тарификационных списков. По мнению специалистов Роструда, в тарификационном списке работников образования необходимо указывать должность работника согласно штатному расписанию. Например, если директор ведет преподавательскую работу в тарификационном списке необходимо указать «директор» и преподаваемую им дисциплину (смотрите ответ на вопрос, размещенный на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТЖгулева Ольга

Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТКомарова Виктория


Бесплатная юридическая консультация:

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: http://www.garant.ru/consult/work_law//

Является ли директор школы должностным лицом

Федеральный закон № 273-ФЗ определяет педагогического работника как физическое лицо, состоящее в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющее обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2). Педагогические работники – участники образовательных отношений, т.е. отношений по реализации прав граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (п. 30, 31 ст. 2).

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 7 ст. 28).

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В качестве примера наделения учителя функциями представителя власти можно привести ситуацию, например, когда он является членом государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) или ее уполномоченным представителем. В соответствии с п. 20 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400, члены ГЭК «в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА принимают решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в ППЭ, по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ». Участники ЕГЭ в данном примере не находятся в служебной зависимости от организаторов ЕГЭ, поскольку между ними нет трудовых отношений. Вместе с тем, последние уполномочены удалить лиц, нарушивших данный запрет, то есть осуществить функцию представителя власти.


Бесплатная юридическая консультация:

К сожалению, КоАП РФ не дает определения ни организационно-распорядительным, ни административно-хозяйственным функциям. Не дает однозначного ответа на этот вопрос и судебная практика. Как правило, при рассмотрении связанных с эти дел судьи ссылаются на п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Согласно данному пункту организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Таким образом, если учитель наделен указанными полномочиями и от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся (например, при приеме лиц на обучение, проведении промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и др.), он будет считаться должностным лицом, ответственным за соблюдение прав и свобод граждан в области образования.

Вместе с тем, в тех случаях, когда соответствующая норма КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, учитель может быть привлечен к административной ответственности в качестве гражданина. В сфере образования выделяется только один состав административного правонарушения, в котором в качестве субъекта нарушения указывается гражданин. Это ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ «умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации». КоАП РФ предусматривает за данное нарушение наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. По этому составу к административной ответственности в качестве граждан могут быть привлечены как выпускники (достигшие шестнадцатилетнего возраста), так и учителя, в случаях, когда они не подпадают под понятие должностные лица. Однако когда учитель являлся должностным лицом, то он подлежит административной ответственности как должностное лицо и, по указанной статье, наказание предусмотрено в виде административного штрафа от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Источник: http://xnd1f.xn--p1ai/voprosy_i_otvety/v-kakih-sluchayah-po-novomu-zakonu-ob-obrazovanii-uchitel-shkoly-budet-schitatsya

Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности

Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс — КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.


Бесплатная юридическая консультация:

Понятие должностного лица

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия «должностное лицо». КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ — на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП «О должностных лицах». Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.


Бесплатная юридическая консультация:

О статусе должностного лица

Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.

Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.

Особенности должностного лица в административном праве

КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.

Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.


Бесплатная юридическая консультация:

Должностные лица и обычные граждане

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, — так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.

Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП «должностное лицо». Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений — все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример — недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.

Правонарушения должностных лиц

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Санкции за правонарушения

Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан — административный штраф и дисквалификация. В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример — высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией — но только в случаях смены власти на территории всей страны.


Бесплатная юридическая консультация:

Примеры должностных лиц

По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.

Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет — вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.

Права и обязанности должностных лиц

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

Задачи должностных лиц

Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:


Бесплатная юридическая консультация:

  • нарушение правил пребывания на государственной границе;
  • появление в общественных местах в пьяном виде;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нарушение правил безопасности на дорогах и др.

Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.

Уполномоченные инстанции

Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:

  • таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
  • ОВД;
  • органы исполнительной власти;
  • коллегиально-административные комиссии;
  • комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
  • мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.

Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном — высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.

Источник: http://businessman.ru/doljnostnoe-litso-koap-rf-opredelenie-prava-i-obyazannosti.html

Является ли директор школы должностным лицом

ЛОВУШКА ДЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Вы директор школы? Руководитель детского сада? Возглавляете лицей, гимназию или просто ясельки на 20 детишек?

Внимание! Опасность! На вас объявлена охота!

Участились случаи привлечения руководителей дошкольных и школьных учреждений к уголовной ответственности за растрату бюджетных средств. Проблемы начинаются тогда, когда обычные плановые проверки садов и школ контролирующими органами – пожарными службами, санэпидемстанциями и прочими, заканчиваются вынесением постановления о наложении административного взыскания за различные нарушения. Административное взыскание, как правило, подразумевает обязанность руководителя устранить нарушения и оплатить штраф.

Департамент образования такими вопросами, как разъяснение руководителям правил уплаты административных взысканий попросту не заморачивается.

Сотрудник контролирующих органов, накладывающий штраф, по закону, обязан разъяснять порядок его оплаты, но то ли он этого не делает, то ли сам толком не знает, как же правильно оплачивать им самим наложенное взыскание, поэтому руководителям приходится самостоятельно принимать решение, как платить штраф – из средств детского учреждения или из своих личных средств.

Проблема в том, что не все понимают разницу между штрафом, наложенным на юридическое лицо и штрафом, наложенным на должностное лицо, а количество уголовных дел в отношении заведующих садами и директоров школ тем временем неумолимо растет.

Но руководитель сам должен знать, как платить штраф! – удивится читатель и, наверное, будет прав. Но, к сожалению, уровень юридической грамотности населения в стране крайне невысок. А, например, заведующей детским садом, на которой лежит колоссальная ежедневная ответственность за каждого вверенного ее учреждению ребенка, его состояние здоровья, качество питания, организацию работы воспитателей и всего сада в целом, просто не придет в голову в свободную минуту открыть Кодекс об административных правонарушениях и прочитать ч.1 ст.32.2, которая гласит, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности.

На практике это означает, что если оштрафован детский сад, как юридическое лицо, штраф оплачивается из средств учреждения, а если оштрафована заведующая, как должностное лицо, то штраф она обязана заплатить из своего кармана. И если, не дай бог, штраф должностного лица будет оплачен им со счета детского сада – Встать, суд идет.

ч.3 ст.160 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Именно эту статью вменяют органы предварительного следствия в такой ситуации. Поскольку преступление считается тяжким, наказывается оно тоже сурово – штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет (все виды наказания не указываю из соображений краткости).

Факт растраты выявляется очень быстро, т.к. после оплаты штрафа, платежку, из которой, видно, из каких средств оплачен штраф, руководитель передает тому самому сотруднику контролирующего органа, который этот штраф наложил. А он уже сообщает эту информацию куда следует.

По моим наблюдениям, оперативники и пожарные могут работать в эффективной профессиональной связке. Один штрафы накладывает, другой – дела возбуждает.

Что же делать, если по незнанию закона, которое, как известно, не освобождает от ответственности, штраф оплачен не из тех денег?

Во-первых, независимо от того, стучатся или еще нет в Вашу дверь оперативные сотрудники, как только Вам стало ясно, что Вы неправильно оплатили штраф, необходимо как можно раньше возместить ущерб, то есть, из собственного кармана перевести на счет детского сада или школы денежные средства, по незнанию уплаченные со счета предприятия. От уголовной ответственности это не спасет, но будет учтено как существенное смягчающее обстоятельство.

Ну а во-вторых, придется обращаться к адвокату для организации Вашей профессиональной защиты. Несмотря на тяжесть предъявленного обвинения, судебная практика знает случаи признания деяния малозначительным при наличии ряда обстоятельств, что ведет к судебному решению о прекращении производства по такому уголовному делу.

Кроме того, возможно понижение категории преступления с тяжкого до средней тяжести, что даст шанс не потерять работу, ведь трудовое законодательство запрещает заниматься педагогической деятельностью лицам, осужденным за совершение тяжких преступлений.

Адвокат Низова Наталья Викторовна, Адвокатская контора № 19 КА «МГКА»-87-29;

Другие адвокатские истории Вы можете прочитать здесь:

Источник: http://ejeweek.ru/show_item.php?id=428